Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНОГО И СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-4-117-128

Аннотация

В статье описаны особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения. Для выявления уровня психологической адаптации у учащихся была выбрана методика диагностики (личностный опросник) социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегирёвой. Целью применения данной методики является определение особенностей адаптационного периода личности в условиях раздельного и совместного обучения. В ходе исследования установлены статистически достоверные различия в проявлении психологической адаптации у двух групп учащихся совместных и раздельных классов, которая выше при раздельном типе обучения, что является основанием для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную сферу с целью профилактики феномена нарастающей умственной и нервно-психической нагрузки в школе. Проведённое исследование способствует расширению представлений о психологической адаптации, связанной с особенностями подросткового возраста, в частности психического развития юношей и девушек, что даёт возможность лучше понять необходимые условия их обучения. Статья адресована психологам и педагогам-психологам средних учебных заведений.

Об авторах

Марина Михайловна Сергеева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Светлана Валерьевна Мишина
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы ІX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ.ред. В.Н. Крылова. Арзамас, 2013. 274 с.

2. Базарный В.Ф. О трагических последствиях смешанного воспитания и обучения в школах // Образование и здоровье учащихся: материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. III. М., 2005. С. 29-37.

3. Бакиров Э.П. Раздельное обучение как фактор современного образования // Наука и образование: XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 17-21 апреля 2017 г.Томск, 2017.С. 23-27.

4. Балгабекова Т.В. Гендерные аспекты интеграции обучения и воспитания в современной школе (создание модели школы полного дня по принципу раздельного обучения девочек и мальчиков в условиях общеобразовательной школы) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 29. С. 69-73.

5. Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 565-567.

6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2005. 368 с.

7. Грухин Ю.А., Самодуров Р.М. Стоит ли вернуться к раздельному обучению?//Актульные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы Международной научно-практической конференции.Новосибирск, 2016. С. 112-114.

8. Гудкова Т.В., Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 156-161.

9. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М., 1998. 184 с.

10. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности /Э.М. Казин и др.// Физиология человека. 2012. Т. 28.№ 3. С. 23-29.

11. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М., 2010. 80 с.

12. Мусина А.А., Сулейменова Р.К., Сакенова А.К. Значимость эмоционального стресса в развитии девиантных состояний// Инновационная наука. 2015. № 10. С. 126-129.

13. Романова Г.В. Анализ зарубежных исследований по проблеме раздельного обучения, теория и практика реализации гендерного подхода в образовании// Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М : ФГКОУ, 2018. С. 124-129.

14. Талина И.В., Карнаухова М.В. Раздельное обучение в отечественной педагогической теории и практике // Международные отношения, регионоведение, образование. Ульяновск, 2017. С. 16-23.

15. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Дикопольская Н.Б., Байлалова Г.А., Каюмова Г.М. Возрастно-половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей в пре-и пубертатный периоды развития // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6.С. 103-110.

16. Haag P. Single-sexEducationinGradesK-12 // TheJossey-BassReaderonGenderinEducation. SanFrancisco, 2002. P. 6-11.

17. Klein S. Handbook for Achieving Gender Equity through Education. 2nd ed. Mahwah, NJ, 2007.754 p.


Рецензия

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)