Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-98-115

Аннотация

Цель. Исследование направлено на выявление различий в школьной вовлечённости в разном возрасте среди учащихся, различающихся уровнем осознанной саморегуляции учебной деятельности. В статье обсуждается проблема значения осознанной саморегуляции учебной деятельности в поддержании различных компонент школьной вовлечённости учащихся в разном возрасте. Обосновано предположение, что учащиеся с более высоким уровнем осознанной саморегуляции характеризуются наиболее высокими проявлениями различных компонентов школьной вовлечённости. Процедуры и методы. Анализируются данные эмпирического исследования, проведённого при использовании выборки из 1087 учащихся в возрасте 11-18 лет 5-11 классов государственных образовательных учреждений. Для диагностики общего уровня школьной вовлечённости и выраженности отдельных её компонентов использовалась русскоязычная версия опросника «Многомерная шкала школьной вовлечённости», написанная в 2020 г. Т. Г. Фоминой и В. И. Моросановой. Особенности осознанной саморегуляции учебной деятельности оценивались с помощью методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М». Результаты. В результате выявлены линейные различия среди трёх групп учащихся с низкой, средней и высокой осознанной саморегуляцией учебной деятельности по выраженности общей, а также поведенческой, когнитивной, эмоциональной и социальной вовлечённости. Показано, что вне зависимости от класса обучения учащиеся с высоким уровнем осознанной саморегуляции имеют более высокие уровни когнитивной и поведенческой вовлечённости. Теоретическая и/или практическая значимость. Итоги исследования позволили судить о том, что значимая взаимосвязь осознанной саморегуляции учебной деятельности и школьной вовлечённости стабильно воспроизводится в различных возрастных группах, и подтвердили целесообразность обращения в дальнейшем к данным лонгитюдных исследований респондентов для анализа её возрастной специфики.

Об авторах

И. Ю. Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Т. Г. Фомина
Психологический институт Российской академии образования
Россия


В. И. Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Бондаренко И. Н., Ишмуратова Ю. А., Цыганов И. Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлечённости и академических достижений у современных подростков // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 77-88. DOI: 10.17759/jmfp.2020090407

2. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13-24.

3. Моросанова В. И., Потанина А. М., Цыганов И. Ю. Личностные особенности и академическая успеваемость у школьников с различными профилями осознанной саморегуляции учебной деятельности // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 29-44.

4. Моросанова В. И., Филиппова Е. В. От чего зависит надёжность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 65-78.

5. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.

6. Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлечённости» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 3. С. 194-213. DOI: 10.11621/vsp.2020.03.09

7. Фомина Т. Г., Потанина А. М., Моросанова В. И. Взаимосвязь школьной вовлечённости и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 390-411. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-390-411

8. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и школьной вовлечённости / Т. Г. Фомина, А. М. Потанина, Е. В. Филиппова, В. И. Моросанова // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 1-3 октября 2020 г. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2020. С. 55-64.

9. Bae C. L., DeBusk-Lane M. Middle school engagement profiles: Implications for motivation and achievement in science [Электронный ресурс] // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 74. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

10. Child engagement in the transition to school: contributions of self-regulation, teacher - child relationships and classroom climate [Электронный ресурс] / J. Cadima, S. Doumen, K. Verschueren, E. Buyseb // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 32. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

11. Cleary T. J., Zimmerman B. J. A cyclical self-regulatory account of student engagement: theoretical foundations and applications [Электронный ресурс] // Handbook of Research on Student Engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).

12. Datu J. A. D., King R. B. Subjective well-being is reciprocally associated with academic engagement: A two-wave longitudinal study [Электронный ресурс] // Journal of School Psychology. 2018. №. 69. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

13. Gutiérrez M., Tomás J. M. The role of perceived autonomy support in predicting university students’ academic success mediated by academic self-efficacy and school engagement // Educational Psychology. 2019. Vol. 39. № 6. P. 729-748.

14. Kilday J. E., Ryan A. M. Personal and collective perceptions of social support: Implications for classroom engagement in early adolescence // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 58. P. 163-174.

15. Lei H., Cui Y., Zhou W. Relationships between student engagement and academic achievement: a meta-analysis [Электронный ресурс] // Social Behavior and Personality. 2018. Vol. 46. № 3. URL: https://www.ingentaconnect.com (дата обращения: 11.06.2021).

16. Morosanova V. I., Fomina T. G. Self-regulation as a Mediator in the Relationship between Anxiety and Academic Examination Performance // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1066-1070.

17. Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students [Электронный ресурс] / V. I. Morosanova, T. G. Fomina, Y. V. Kovas, O. E. Bogdanova // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

18. Student perception of teacher and parent involvement in homework and student engagement: the mediating role of motivation [Электронный ресурс] / Núñez J. C., Regueiro B., Suárez N., Piñeiro I., Rodicio M. L. Valle A. // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology (дата обращения: 11.06.2021).

19. Pellas N. The influence of computer self-efficacy, metacognitive self-regulation and self-esteem on student engagement in online learning programs: Evidence from the virtual world of Second Life [Электронный ресурс] // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 35. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

20. Reeve J., Cheon S. H., Jang H. How and why students make academic progress: Reconceptualizing the student engagement construct to increase its explanatory power [Электронный ресурс] // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 62. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 11.06.2021).

21. Reschly A. L., Christenson S. L. Jingle, jangle, and conceptual haziness: evolution and future directions of the engagement construct [Электронный ресурс] // Handbook of Research on Student Engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).

22. Schnitzler K., Holzberger D., Seidel T. All better than being disengaged: Student engagement patterns and their relations to academic self-concept and achievement // European Journal of Psychology of Education. 2020. P. 1-26.

23. Skinner E. A., Pitzer J. R. Developmental dynamics of student engagement, coping, and everyday resilience [Электронный ресурс] // Handbook of research on student engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).

24. School engagement and intentional self-regulation: a reciprocal relation in adolescence [Электронный ресурс] / K. Stefansson, S. Gestsdottir, F. Birgisdottir, R. M. Lerner // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 64. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

25. Sun J. C. Y., Rueda R. Situational interest, computer self-efficacy and self-regulation: their impact on student engagement in distance education [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 43. № 2. URL: https://bera-journals.onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 11.06.2021).

26. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J. E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories [Электронный ресурс] // European psychologist. 2009. Vol. 14. № 4. URL: https://econtent.hogrefe.com (дата обращения: 11.06.2021).

27. Wang C., Shim S. S., Wolters S.A. Achievement goals, motivational self-talk, and academic engagement among Chinese students [Электронный ресурс] // Asia Pacific Education Review. 2017. Vol. 18. № 3. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).

28. Wang M.-T., Eccles J. S. Adolescent behavioral, emotional, and cognitive engagement trajectories in school and their differential relations to educational success [Электронный ресурс] // Journal of Research on Adolescence. 2012. Vol. 22. № 1. URL: https://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 11.06.2021).

29. Wang M.-T., Eccles J. S. School context, achievement motivation, and academic engagement: a longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. 2013. Vol. 28. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).

30. Wolters C., Taylor D. A self-regulated learning perspective on student engagement [Электронный ресурс] // Handbook of research on student engagement / ed. S. L. Christenson. 2012. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).

31. Yazzie-Mintz E. Leading for Engagement // Principal Leadership. 2010. Vol. 10. № 7. P. 54-58.

32. Relationships at school and stage-environment fit as resources for adolescent engagement and achievement [Электронный ресурс] / M. J. Zimmer-Gembeck, H. M. Chipuer, M. Hanisch, P. A. Creed, L. McGregor // Journal of Adolescence. 2006. Vol. 29. № 6. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).


Рецензия

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)