Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

AGE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL FREEDOM OF THE INDIVIDUAL

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91

Аннотация

Свобода как психический феномен рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях преимущественно сквозь призму концепции самодетерминации, что сводит суть психологической свободы к достижению высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, оставляя без внимания её духовные основания и возрастные особенности развития. В результате эмпирического исследования, проведённого с помощью блока методик, направленного на изучение возрастных особенностей развития психологической свободы личности, показано, что проявления психологической свободы претерпевают изменения от подросткового к студенческому возрасту. Они зависят от преобладающего вида свободы, а виды психологической свободы имеют разные ведущие компоненты, определяющие её проявления и согласованность структурных компонентов. Показано, что с возрастом усиливаются различия между видами психологической свободы благодаря постепенному развитию структурных компонентов свободы. Выявлено, что внутренний вид свободы отличают равномерность, согласованность развития её компонентов при стабильно высокой духовности.

Об авторе

Наталья Алексеевна Степанова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа №1360»
Россия


Список литературы

1. Абдуназарова Д.К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4-2 (16). С. 20-22.

2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. СПб., 2008. 224 с.

3. Белоус Е.И. Психология духовности. Владивосток, 2014. 474 c.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М., Воронеж, 2001. 349 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 504 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1984. 400 с.

8. Егорова Т.Е., Скуратовский С.М., Никольская А.А. Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте субъектности и активности человека // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 96-99.

9. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. М., 2017. 608 с.

10. Кармазина Е.В. Свобода и система: дилемма субъектности и объективации: монография. Новосибирск, 2015. 336 с.

11. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2017. 58 с.

12. Кузьмина Е.И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования - образование в Мире. 2015. № 1. С. 111-123.

13. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2011. С. 611-641.

14. Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб., 2007. С. 64-89.

15. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.

16. Попова Т.А. Исследования представлений о смысле жизни у подростков и юношей методом логоарт-терапии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 1. С. 90-97.

17. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах / Ф.Г. Мухаметзянова и др. Казань, 2016. 252 с.

18. Степанова Н.А. Психологическая свобода личности как основа профилактики зависимого поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. C. 121-133.

19. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ., нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М., 1990. 368 с.

20. Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / под ред. Б.С. Братуся. М., 2017. 528 с.

21. Шевельдина О.В. Опыт исследования внутренней свободы и одиночества у молодых женщин // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психологические аспекты: материалы VIII Международной научно-практической интернет-конференции, Чита, 13-17 февраля 2017 г. Чита, 2017. С. 514-522.

22. Шелдон К.М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 7-17.

23. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1994. 38 с.

24. Garssen B., Uwland-Sikkema N.F., Visser A., Westerhof G.J. How Is Spirituality Part of People’s Meaning System? // Psychology of Religion and Spirituality. 2018. Vol. 10 (2). P. 133-141.

25. Adolescent motivations to engage in prosocial behaviors and abstain from health-risk behaviors: A self-determination theory approach / S.A. Hardy et al. // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. P. 479-490.

26. Harris K.A., Howell D.S., Spurgeon D.W. Faith Concepts in Psychology: Three 30-Year Definitional Content Analyses // Psychology of Religion and Spirituality. 2017. Vol. 10 (1). P. 71-78.

27. Jackson Y., Makanui K.P., Gusler S. Spirituality and Its Relation to Mental Health Outcomes: An Examination of Youth in Foster Care // Psychology of Religion and Spirituality. 2018. Vol. 10 (2). P. 67-76.

28. Jang H., Reeve J., Halusic M. A new autonomy-supportive way of teaching that increases conceptual learning: teaching in students’ preferred ways // The Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84 (4). P. 686-701.

29. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017. 754 p.

30. A self-determination theory approach to predicting school achievement over time: The unique role of intrinsic motivation / G. Taylor et al. // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39 (4). P. 342-358.


Рецензия

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)