Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

РОЛЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-2-114-124

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, какие персональные ресурсы играют ключевую роль в представлении педагогов о себе как ресурсообеспеченных. Проведённое исследование показало, что большая часть педагогов не считают себя высокоресурсными, в то время как специфика профессиональной деятельности требует от них высокой степени психологической отдачи. Показано, что наибольший вклад в представление педагогов о собственной ресурсности вносят: оптимизм, осознанность и выбор копинг-стратегий, которые ориентированы на включённость в проблемную ситуацию и планирование действий по её разрешению. В заключении автор выделяет два фактора, которые являются ключевыми для представления педагогов о собственной ресурсообеспеченности: когнитивноориентированные стратегии поведения в сложных ситуациях и осознанное отношение к ним.

Об авторе

Лариса Эдуардовна Зотова
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28).С. 149-153.

2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций:учебное пособие. М., 1998. 263 с.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.

4. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2014. 49 с.

5. Голубев А.М. Природа полноты сознания. Адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. Вып. 2. С. 44-51.

6. Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал. Структура и диагностика. М., 2011. С. 112-132.

7. Зотова Л.Э. Агрессия как активное проявление фрустрации (в свете теории психических состояний Н.Д. Левитова) // Проблемы взаимодействия в психологии и социальной практике: материалы Международной научно-практической конференции «III Левитовские чтения». М., 2008. С. 56-59.

8. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Функции личностных ресурсов в ситуации экономического кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 323-346.

9. Краева М.Ю. Кризис профессиональной идентичности педагога в условиях модернизации образовательной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 103-108.

10. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания //Журнал практического психолога. 2007. № 3. С.93-112.

11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 2. С. 18-37.

12. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 37-47.

13. Овсяник О.А., Зотова Л.Э., Шульга Т.И., Сидячева Н.В. Проявление агрессивного поведения в процессе социально-психологической адаптации личности// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1 (45).URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23094557 (дата обращения: 10.01.2018).

14. Пилишвили Т.С., Шабданбекова З.Ш. Активное совладающее поведение как акмеологический ресурс в профессиональной деятельности учителей //Акмеология. 2016. № 3 (59). С. 68-72.

15. Соловьева С.Л. Ресурсы личности[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: [сайт]. 2010. № 2 (3).URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 10.01.2018).

16. Филинкова Е.Б., Князева И.А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 83-92.

17. Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. № 4. P. 822-848.

18. Hobfoll S.E. Conservation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress //Journal of American Psychologist. 1989. Vol. 44.№ 3. P. 513-524.

19. Hobfoll S.E., Johnson R.J., Ennis N., Jackson A.P. Resource Loss, Resource Gain, and Emotional Outcomes Among Inner City Women // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84.№ 3. P. 632-643.

20. Gibbons С., Morgan Н. Mindfulness - As a Coping Strategy // Irish Association for Counselling and Psychotherapy. 2015. Vol. 15. Iss. 2. P. 14-18.

21. Schuller I.S., Comunian A.L. Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism Scale (AOS) // 18th International Conference of Stress and Anxiety Research Society. Dusseldorf, 1999. P. 457-460.


Рецензия

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)