Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СТРУКТУРА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-2-102-113

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры этнической идентичности подростков, сделан обзор научной психологической литературы, выделены значимые труды исследователей в этойобласти. Исследование было проведено в московской городской общеобразовательной школе № 170 имени А.П. Чехова и исмаиллинской средней школе № 1 имени И.А. Гасанова. Респондентами в исследовании были выбраны 251 подросток, из них 127 - из московской школы и 124 - из исмаиллинской школы. Для изучения структуры этнической идентичности была использована методика Дж. Финни «Этническая идентичность». В результате исследования автор пришёл к выводу, что: структура этнической идентичности включает два компонента; уровень этнической идентичностиисмаиллинских подростков выше, чем у московских сверстников; уровень когнитивного и аффективного компонента у исмаиллинских подростков также преобладает над московскими подростками;аффективный компонент этнической идентичности у московских и исмаиллинских подростков выше, чем когнитивный компонент.

Об авторе

Гюльтакин Мазахировна Мурсалыева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000. 208 с. (Библиотека школьного психолога).

2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 161-165.

3. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. 2002. С. 213-244.

4. Корнилова Т.В., Зиренко М.С., Гусейнова Р.Д. Личностные особенности российских и азербайджанских студентов: кросс-культурнаявалидизация опросника «Темная дюжина» (Dirtydozen) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017.№ 2. С. 6-17.

5. Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 69-78.

6. Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ этнической идентичности подростков из разных культурных сред // Акмеология. 2016. № 4. С. 121-125.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., нов.ред., пер. с фр., комм. Вал.А. Лукова, Вл.А. Лукова. М., 1994.526 c. (Психология: классические труды).

8. Барретт М., Рязанова Т., Воловикова М. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков[Электронный ресурс].URL:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5927000223.html (дата обращения: 02.03.2018).

9. Снежкова И.А. Этнические аспекты гендерного социального неравенства // Социологические исследования. 2003.№ 1. С. 67-72.

10. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности: научно-публицистический вестник. 2001.Вып. 1-2. С. 19-37.

11. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования.Т. IV. Вып. VI. М., 1998.С. 84-104.

12. Чумичёва И.В. Особенности процесса социализации подростков из разных этнических групп // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал).2015.№ 1.URL: Available at: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 30.03.2018).

13. Malykh S.TheroleofPersonalityTraitsandIntelligenceinAcademicAchievementofRussian High School Students //Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1304-1307.

14. Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 499-514.

15. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / eds. S. Worchel, W.G. Austin.Chicago: Nelson-Hall, 1986.P. 7-24.


Рецензия

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)