Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-2-20-36

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей психической регуляции поведения и деятельности замещающих родителей («социальных воспитателей»). Проблема рассмотрена с позиций социальной психологии труда в контексте работ, направленных на изучение профессиональной успешности субъекта труда при выполнении деятельности. В эмпирическом исследовании изучались составляющие профессионального менталитета (ценностные ориентации и компоненты индивидуального стиля саморегуляции произвольного поведения), выступающие важными регуляторами произвольной активности и межличностного взаимодействия, влияющие на эффективность, качество и результативность труда. Полученные эмпирические факты позволили выявить иерархию ценностных ориентаций замещающих родителей, получить регуляторный профиль, типичный для данной профессиональной группы, определить ряд проблем в содержании профессионального менталитета замещающих родителей, наличие которых может негативно повлиять на благополучие и жизнеспособность профессиональной приёмной семьи.

Об авторах

Айгуль Абдулхаевна Алдашева
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Марина Евгеньевна Гуцыкова
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Светлана Валерьевна Зеленова
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 121-128.

2. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы специалиста «замещающий родитель» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 99-114.

3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи [Электронный ресурс] // Вестник Университета Российской академии образования: [сайт]. 2017. № 5. URL: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2016/03 (дата обращения: 10.04.2018).

4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Ценностные ориентации у профессиональных приемных родителей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova (дата обращения: 12.04.2018).

5. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Понаморева Е.А., Рунец О.В. Анализ особенностей индивидуального стиля саморегуляции у замещающих родителей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 54-74.

6. Анализ законопроекта о социальных воспитателях [Электронный ресурс] // Родительское всероссийское сопротивление: [сайт]. URL: http://r-v-s.su/statia/analiz-zakonoproekta-o-socialnyh-vospitatelyah (дата обращения: 15.04.2018).

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 425 с.

8. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. М., 2006. 624 с.

9. Дикая Л.Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М., 2012. С. 163-181.

10. Дорохова Т.С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 126-131.

11. Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты профессиональной приемной семьи [Электронный ресурс] // Мир науки: [сайт]. 2015. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

12. Жуйкова В.Б., Панюшина Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 83-101.

13. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 69-82.

14. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 140-149.

15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с.

16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2005. 940 с.

17. Митина Л.М. Психологические особенности смысложизненных ориентаций современного человека: профессионал или маргинал // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru (дата обращения: 20.04.2018).

18. Митина Л.М. Смысл жизни как рефлексивный ресурс профессионального развития педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 4. С. 81-89.

19. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007. 215 с.

20. Попова Е.А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 47-55.

21. Проблемы сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. 670 с.

22. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М., 2009. 352 с.

23. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.

24. СК предлагает пересмотреть порядок усыновления из-за насилия над детьми [Электронный ресурс] // ИЗВЕСТИЯ IZ: [сайт]. URL: https://iz.ru/703937/2018-02-03/sk-predlagaet-peresmotret-poriadok-usynovleniia-iz-za-nasiliia-nad-detmi (дата обращения: 19.04.2018).

25. Соколов А.Г. Менталитет как категория исследования в педагогике и психологии [Электронный ресурс] // Педагогические науки. 6. Социальная педагогика. URL: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34638.doc.htm (дата обращения: 25.04.2018).

26. Читао Р.А. Особенности субъективных представлений о замещающих родителях: гендерный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 47-58.

27. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru (дата обращения: 10.04.2018).

28. Шульга Т.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 73-82.

29. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.04.2018). REFERENCES

30. Aldasheva A.A. [Professional competence: the concept and structure]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology], 2012, no. 4 (109), pp. 121-128.

31. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. [The problem of creating professiogram of the specialist “substitute parent”]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2016, no. 1, pp. 99-114.

32. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. [Professional mentality of the adoptive parents as a factor in the success of foster families]. In: Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the Russian Academy of Education], 2017, no. 5. Available at: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2016/03 (accessed: 10.04.2018).

33. Aldasheva A.A., Zelenova M.E., Runets O.V. [Value orientation of professional foster parents]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of materials of the XXII symposium]. Available at: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova (accessed: 12.04.2018).

34. Aldasheva A.A., Zelenova M.E., Ponamoreva E.A., Runets O.V. [The analysis of peculiarities of individual style of self-regulation of substitute parents]. In: Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda [Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and work psychology], 2017, vol. 2, no. 1, pp. 54-74.

35. [Analysis of the draft law on social educators]. In: Roditel’skoe vserossiiskoe soprotivlenie [All-Russian parental resistance]. Available at: http://r-v-s.su/statia/analiz-zakonoproekta-o-socialnyh-vospitatelyah (accessed: 15.04.2018).

36. Berns R. Razvitie YA-kontseptsii i vospitanie [The development of self-concept and education]. Moscow, 1986. 425 p.

37. Bodrov V.A. Psikhologiya professional’noi deyatel’nosti: teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity: theoretical and applied problems]. Moscow, 2006.

38. p.

39. Dikaya L.G. [Socio-psychological and personal aspects of self-regulation of human functional state]. In: Bodrov V.A., Zhuravlev A.L., eds. Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vypusk 4. [Actual problems of psychology of labor, engineering psychology and ergonomics. Issue 4]. Moscow, 2012, pp. 163-181.

40. Dorokhova T.S. [Professional mentality of a Russian teacher]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2016, no. 3, pp. 126-131.

41. Ermolaeva E.P. [The identifying aspects of professional foster family]. In: Mir nauki [The world of science], 2015, no. 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (accessed: 15.04.2018).

42. Zhuikova V.B., Panyushina T.D. [The concept of professional position of an accepting parent]. In: Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 2015, no. 4, pp. 83-101.

43. Zelenova M.E. [Individual style of self-regulation as an internal resource stress resistance for the subjects of labor activities]. In: Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2013, no. 1, pp. 69-82.

44. Klimov E.A. [Professional mentality and psihopatologicaka hypothesis]. In: Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and modernity], 1995, no. 6, pp. 140-149.

45. Konopkin O.A. Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii deyatel’nosti [Psychological mechanisms of regulation of activity]. Moscow, 1980. 256 p.

46. Kraig G., Bokum D. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Saint Petersburg, 2005. 940 p.

47. Mitina L.M. [Psychological characteristics of life-meaningful orientations of modern man: professional or marginal]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of materials of the XXII symposium]. Available at: http://www.pirao.ru (accessed: 20.04.2018).

48. Mitina L.M. [The meaning of life as a reflexive resource for a teacher’s professional development]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 4, pp. 81-89.

49. Morosanova V.I., Aronova E.A. Samosoznanie i samoregulyatsiya povedeniya [Self-awareness and self-regulation of behavior]. Moscow, 2007. 215 p.

50. Popova E.A. [The concept of a professional mentality in scientific literature]. In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2010, no. 2, pp. 47-55.

51. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstukh N.N., eds. Problemy sirotstva v sovremennoi Rossii: psikhologicheskii aspekt [The problems of orphans in contemporary Russia: the psychological aspect]. Moscow, 2015. 670 p.

52. Prokhorov A.O. Smyslovaya regulyatsiya psikhicheskikh sostoyanii [Semantic regulation of mental states]. Moscow, 2009. 352 p.

53. Raven D. Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: identification, development and implementation]. Moscow, 2002. 396 p.

54. [Investigating Committee proposes to revise the procedure of adoption owing to growing child abuse]. In: IZVESTIYA IZ [NEWS IZ]. Available at: https://iz.ru/703937/2018-02-03/sk-predlagaet-peresmotret-poriadok-usynovleniia-iz-za-nasiliia-nad-detmi (accessed: 19.04.2018).

55. Sokolov A.G. [Mentality as a category of research in pedagogy and psychology]. In: Pedagogicheskie nauki. 6. Sotsial’naya pedagogika. [Pedagogical science. 6. Social pedagogy]. Available at: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34638.doc.htm (accessed: 25.04.2018).

56. Chitao R.A. [Features of substitute parents’ subjective perceptions: gender aspect]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 2, pp. 47-58.

57. Chudnovsky V.E. [The meaning of life and personality]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XX simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of XX symposium]. Available at: http://www.pirao.ru (accessed: 10.04.2018).

58. SHul’ga T.I. [Socialization of children-orphans and children left without parental care]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2012, no. 3, pp. 73-82.

59. Yurevich A.V. [Structural elements of national mentality]. In: Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Psychological researches: electronic scientific journal], 2013, vol. 6, no. 29. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 17.04.2018).


Рецензия

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)