Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРАКТИКА В ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-3-104-120

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования инновационного метода воспитания в традиционной форме образования. Актуальность этого исследования связана с возрастающей агрессивностью и снижением морального сознания у младших школьников. Описаны результаты развивающе-обучающего эксперимента, который включал в себя: целенаправленную систему занятий с использованием метода игрового моделирования, сочетание воспитательных мероприятий на внеурочных и внеклассных занятиях, с обязательным включением мини-ситуаций моральной направленности. Подробно описаны этапы занятий: организационный, практический, коммуникативный, воспитательный. В статье показано, что особое внимание уделяется методам организации игрового моделирования, а также чтению текстов с выделением смысла, поскольку непонимание смысла может вызвать напряжение, перетекающее в конфликт. Исследование подтверждает эффективность использования описанного метода, занятия способствуют развитию навыков сотрудничества, устойчивой приоритетности соблюдения моральных норм поведения, а также развитию морального сознания. Предложены рекомендации для специалистов.

Об авторах

Татьяна Анатольевна Попова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Ирина Ивановна Манина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3»
Россия


Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011. 151 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.

3. Гуружапов В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Часть I: Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78035 (дата обращения: 15.06.2017)

4. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) [Электронный ресурс] // Вопросы теории и практики развивающего образования / Сост. В.А. Гуружапов. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Gdv-2008/Gdv-80.htm#$p1 (дата обращения: 15.06.2017).

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 361 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298 (дата обращения: 10.06.2017)

6. Федеральный закон «Об образовании». М., 2005. 45 с.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М., 2008. 365 с.

8. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Гуружапова. М., 2013. 493 с.

9. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 43-53.

10. Попова Т.А. В.Э. Чудновский - исследователь, учёный, учитель // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 4. С. 102-107.

11. Попова Т.А. Исследование представлений о смысле жизни у подростков и юношей методом логоарт-терапии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Психологические науки. 2017. № 1. С. 90-95.

12. Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. Логоарт-терапия в работе с подростками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 4. С. 90-97.

13. Санина С.П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2016/4/Sanina.phtml (дата обращения: 07.07.2017).

14. Санина С.П., Енжевская М.В. Современные зарубежные исследования проблемы понимания текстов младшими школьниками [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2016/n3/83923.shtml (дата обращения: 08.07.2017)

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 31 с.

16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 31-35.

17. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. 720 с.

18. Хасан Б.И. Содержательный конфликт - условие учебной деятельности и механизм её развития // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990. С. 22-27.

19. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68-81

20. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М.; Рига, 2000. 224 с.

21. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77-90.

22. Чудинова Е.В., Санина С.П. Экспресс диагностика основных образовательных результатов в начальной школе. М., 2016. 60 с.

23. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2 изд. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10981 (дата обращения: 07.07.2017).

24. Эльконин Д.Б. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование.1997. № 3. 55-61 с.

25. Энциклопедический словарь. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000. 1536 с.


Рецензия

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)