Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРРАТИВА КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-3-83-89

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения процедуры анализа нарративов в процессе исследования эмоциональных переживаний испытуемых в зарубежных исследованиях. Особое внимание уделено освещению языковых параметров, используемых представителями популяции для описания своего опыта, что является значимым компонентом процесса изучения контекста переживаний. Освещен также ряд исследований нарративов матерей с применением программы «Лингвистический анализ и подсчёт слов» (Пэннибеккер), демонстрирующих взаимосвязь языковых параметров их ответов и характеристик родительского отношения. Выявлены ограничения в использовании этого метода в практике.

Об авторе

Алёна Александровна Голзицкая
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. 2002. №. 5. С. 144-153.

2. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. A.A. Бодалева, B.B. Столина. М., 1989. 208 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008. 1160 c.

4. Ahmad N.Y., Farrell M.H. Linguistic markers of emotion in mothers of sickle cell carrier infants: What are they and what do they mean? // Patient education and counseling. 2014. Vol. 94. No. 1. P. 128-133.

5. Alexander J.F., Malouf R.E. Intervention with children experiencing problems in personality and social development // Handbook of child psychology: formerly Carmichael’s Manual of child psychology / ed. P.H. Mussen. 1983. 1043 p.

6. Borelli J.L. et al. Emotionally avoidant language in the parenting interviews of substance dependent mothers: Associations with reflective functioning, recent substance use, and parenting behavior // Infant mental health journal. 2012. Vol. 33. No. 5. P. 506-519.

7. Clarke-Stewart K.A., Apfel N. 2: Evaluating Parental Effects on Child Development // Review of research in education. 1978. Vol. 6. No. 1. P. 47-119.

8. De Choudhury M., Counts S., Horvitz E. Predicting postpartum changes in emotion and behavior via social media // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. ACM, 2013. P. 3267-3276.

9. Fraas M.R. Narrative medicine: Suggestions for clinicians to help their clients construct a new identity following acquired brain injury // Topics in Language Disorders. 2015. Vol. 35. No. 3. P. 210-218.

10. Fredrickson B., Levenson R.W. Positive emotions speed recovery from the cardiovascular sequelae of negative emotions // Cognition & emotion. 1998. Vol. 12. No. 2. P. 191-220.

11. Isaki E. et al. Therapeutic writing: An exploratory speech-language pathology counseling technique // Topics in Language Disorders. 2015. Vol. 35. No. 3. P. 275-287.

12. Kahn J.H. et al. Measuring emotional expression with the Linguistic Inquiry and Word Count // The American journal of psychology. 2007. P. 263-286.

13. Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience1 // Journal of Narrative and Life History. 1997. Vol. 7. No. 1. P. 3-38.

14. Maccoby E.E., Martin J.A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // Handbook of child psychology: formerly Carmichael’s Manual of child psychology / ed. P.H. Mussen. 1983. 1043 p.

15. Maurer M.H. Draw, Write, Speak, Play: The Role of Projection in Diagnosis and Therapy of Children and Adolescents // Child and Adolescent Mental Health. InTech, 2017. 216 p.

16. Pennebaker J.W. Putting stress into words: Health, linguistic, and therapeutic implications // Behaviour research and therapy. 1993. Vol. 31. No. 6. P. 539-548.

17. Pennebaker J.W., Francis M.E. Cognitive, emotional, and language processes in disclosure // Cognition & Emotion. 1996. Vol. 10. No. 6. P. 601-626.

18. Pennebaker J.W. et al. The development and psychometric properties of LIWC2015. 2015. 26 p.

19. Pressman S.D., Cohen S. Does positive affect influence health? // Psychological bulletin. 2005. Vol. 131. No. 6. P. 925-971.

20. Smyth J.M. Written emotional expression: effect sizes, outcome types, and moderating variables // Journal of consulting and clinical psychology. 1998. Vol. 66. No. 1. P. 174-184.


Рецензия

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)