Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ К МАТЕРЯМ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-3-57-72

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношений подростков с девиантным поведением к матерям. Выявлено, что девиантные подростки по сравнению с подростками с нормой поведения воспринимают матерей как менее эмоционально привязанных к ним, чаще проявляющих воспитательную неуверенность, агрессию, авторитаризм. Нарушенные отношения с матерями являются фактором отчужденности подростков, нахождения своего значимого круга, отсутствия уверенности в том, что матери поймут их. В исследовании обнаружились факторы, способствующие проявлениям напряжения, тревожности подростков, желания доказать свою самостоятельность, но встречающие жестокость, враждебность со стороны матерей. Выявлено в целом более негативное отношение к матерям подростков с девиантным поведением по сравнению с подростками нормы. При этом обе группы подростков более негативно относятся к отцам чем к матерям. Полученные данные могут быть использованы при создании программ психологического сопровождения семей, имеющих детей с отклоняющимся поведением, а также при профилактике девиантного родительства.

Об авторах

Татьяна Ивановна Шульга
Московский государственный областной университет
Россия


Алексей Владимирович Филатов
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы №1602
Россия


Список литературы

1. Антипина М.А., Юсуфова С.Л. Организация процесса реабилитации несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, в условиях отделения интенсивной реабилитации // Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию: материалы международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 169-176.

2. Белкова Е.А. Проблемные ситуации во взаимоотношениях с родителями в подростковом и раннем юношеском возрасте // Психология и практика. Ежегодник российского психологического общества. 1998. Т. 4. Вып. 2. С. 250-252.

3. Бершедова Л.И. К вопросу о личностных новообразованиях критических периодов детства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 105. № 1. С. 133-137.

4. Гребешкова О.Ю., Мантикова А.В. Проблема создания единого алгоритма помощи молодежи в трудной жизненной ситуации: психологический аспект // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 12. С. 120-124.

5. Горьковская И.А. Исследование семей подростков с агрессивным поведением // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3. С. 114-116.

6. Елизаров А.Н. Рефлексивно-смысловой подход к проблеме формирования идентичности в семье // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы 1 и 2 научно-практической конференции, 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. М., 2004. С. 160-166.

7. Истратова О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10. С. 242-249.

8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М., 2014. 320 с.

9. Коновалова А.М. Особенности уважения к родителям в младшем и старшем подростковом возрастах // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 1. URL: htpp://evestnik-mgou.ru.ru/Articles/Doc.794. (дата обращения: 27.06.2017)

10. Коновалова А.М. Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условие становления уважения к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2017. Т. 25. № 1. С. 87-92.

11. Небыкова С.В. Возможности семейной системы по предупреждению отклоняющегося поведения детей // Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, выявление и учет «группы риска» в системе образования Республики Хакасия: материалы республиканских семинаров. Абакан, 2009. С. 18-25.

12. Новикова Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 804-806

13. Осухова Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы 1 и 2 научно-практической конференции, 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. М., 2004. С. 15-17.

14. Печерская Н.В. Перспективы Российской семейной политики: принуждение и традиции // Социология и социальная антропология. 2013. Т. ХVI. № 4. С. 94-105

15. Селиванова О.А., Перминова Е.В., Гибадуллин Н.В. Социальное партнерство семьи и общества в профилактике детского неблагополучия: коллективная монография. Тюмень, 2016. 92 с.

16. Ташимова Ф.С, Разулла А.Р., Баймолдина Л.О., Аманжанова Г.Б. Влияние представленности родителей в неполной семье на стиль совладающего поведения детей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 2. С. 78-91.

17. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. № 4. С. 16-21.

18. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000. 512 с.

19. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие. М., 2005. 254 с.

20. Bion W.R. Experiences in Groups, and Other Papers. London: Routledge, 2014. 198 p.

21. Foulkes S.H., Ledbetter V. Note on transference in groups. GroupAnalysis 1, 3. 1969. P. 135-146.

22. Leadsom A., Field F., Burstow P. and Lucas C. The 1001 Critical Days: The Importance of the Conception to Age Two Period. [An Electronic Resource]. Access Mode: www.andrealeadsom.com/downloads/1001cdmanifesto.pdf (accessed 01.04.2017).

23. Puckering C., McIntosh E., Hickey A., Longford J. Mellow Babies: a group intervention for infants and mothers experiencing postnatal depression. // Counselling Psychology Review. 2010, no. 25, 1, P. 28-40.

24. United Nations Development Programme (UNDP) [An Electronic Resource] // Human DevelopmentReport. 2014. [An Electronic Resource]. Access Mode: www. hdr.undp.org/en/composite/HDI (accessed 01.04.2017).

25. WAVE Trust in collaboration with Department for Education Conceptionto Age 2 - The Age of Opportunity. Addendum to the Government’s Vision for the Foundation Years: Supporting Families in the F undati n Years. [An Electronic Resource]. Access Mode: http://www.wavetrust.org/our-work/ publications/reports/conception-age-2-age-opportunity (accessed 01.04.2017).


Рецензия

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)