Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-2-88-96

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной и воспитательной среды с точки зрения нескольких научных дисциплин, дан анализ научных исследований по этой проблематике. Особое внимание уделено описанию ряда факторов риска, нарушающих безопасность образовательной среды в учебном учреждении. Выделены негативные последствия влияния этих факторов на детей и педагогических работников. Автором представлена модель целенаправленного формирования благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. Делаются выводы о необходимости ведения планомерной просветительской работы с родителями, способствующей психологической безопасности воспитательной среды в семье.

Об авторе

Валентина Васильевна Дерябина
Академия социального управления
Россия


Список литературы

1. Баева И.В. Методологические подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды // Информационно-методический бюллетень № 2 Городской экспериментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров. М., 2009. С. 9-12.

2. Баева И.А. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень № 2 Городской экспериментальной площадки второго уровня / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров. М., 2009. С. 3-8.

3. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. № 12. С. 7-19.

4. Барцевич В.Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и психотехника. 2012. № 6. C. 61-69.

5. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400.

6. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов // Almamater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 36-40.

7. Березина Т.Н., Рыбцов С.А., Хитрякова Е.И. Стресс и резервные способности человека (может ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 148-160.

8. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22.

9. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. C. 897-902.

10. Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов // Современное образование. 2013. № 4. C. 1-13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385.

11. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 80-87.

12. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с.

13. Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 2. С. 308-312.

14. Зотова Л.Э. Пути оптимизации социально-психологической безопасности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 50-58.

15. Коджаспиров А.Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема // Безопасность образовательной среды: сборник статей / отв. ред., сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008. С. 36-42.

16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.

17. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: сборник статей. М., 2008. С. 5-11.

18. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор реабилитации личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 4. С. 52-63.


Рецензия

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)