Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОСКОВСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-127-140

Аннотация

Цель. Выявить сравнительный уровень сформированности статусов профессиональной идентичности выпускников девятых и одиннадцатых классов. Процедура и методы. Для исследования возрастных особенностей формирования профессиональной идентичности была использована «Методика изучения статусов профессиональной идентичности», разработанная А. А. Азбель. Результаты. В исследовании представлены результаты эмпирического изучения возрастных особенностей формирования профессиональной идентичности. Теоретическая и/или практическая значимость. Социальная ситуация взросления детей и подростков в условиях постиндустриального общества оказывает разнонаправленное влияние на их личностное и психологическое развитие. Стремительные изменения экономических основ и социокультурных условий жизни существенно затрудняют процесс самоопределения подрастающих поколений, ведут к возникновению феномена «медленного взросления» молодых людей.

Об авторах

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


А. Г. Лисичкина
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Л. А. Бримова
МБОУ Лицей № 15
Россия


Список литературы

1. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.

2. Арон И. С. Структурно содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно историческая психология. 2013. № 4. С. 53-57.

3. Атутов П. Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии / П. Р. Атутов, Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 13-20.

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2008. 400 с.

5. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е. Б. Пучкова, Л. В. Темнова, Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 27-36. DOI: 10.17759/pse.2019240503

6. Выготский Л. С. Педология подростка. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. 432 c.

7. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63-73. DOI: 10.17759/pse.2019240606

8. Ковалевская Е. В. Представления об идеальной карьере и идеальной профессии у современной молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN320.pdf (дата обращения: 02.11.2020)

9. Константиновский Д. Л. Современные вызовы рынка труда и российская молодежь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. C. 272-281. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.6

10. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностносмысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37-59. DOI:10.11621/ vsp.2018.03.37

11. Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-31.

12. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности /Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-60.

13. Кулакова А. И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 32 с.

14. Мкртчян Г. М., Чирикова А. Е. О профессиональной ориентации старшеклассников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 91-98.

15. Обносов В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 28-32.

16. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» / Т. Г. Мухина, С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова, Д. Д. Яркова // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 14. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-14

17. Прыгин Г. С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г. С. Прыгин, В. И. Степанский, В. П. Фарютин // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 45-51.

18. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4-22.

19. Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата обращения: 16.04.2019)

20. Рождественская Н. А., Можаровский И. Л., Макарян В. В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. С. 38-49. DOI: 10.11621/npj.2018.0104

21. Снегова Е. В., Мальцева С. Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 130-137.

22. Терюшкова Ю. Ю. Карьерные представления студентов с разным уровнем развития профессионального самоопределения // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 3. С. 1-8. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5027 (дата обращения: 25.12.2020)

23. Чеснокова О. Б., Чурбанова С. М., Молчанов С. В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 109-118. DOI: 10.17759/chp.2019150411

24. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.

25. Sarah V. Bentley, Kim Peters, S. Alexander Haslam and Katharine H. Greenaway Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00628

26. Joynes V.C.T. Defining and understanding the relationship between professional identity and interprofessional responsibility: implications for educating health and social care students. Adv in Health Sci Educ. 2018. № 23. С. 133-149. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10459-017-9778-x (дата обращения: 25.12.2020)


Рецензия

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)