Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CHANGES IN INTELLECTUAL AND PERSONAL SYSTEM OF SCHOOL STUDENTS UNDER THE IMPACT OF GOAL-DIRECTED COGNITIVE DEVELOPMENT

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2016-4-15-30

Abstract

Abstract· The paper presents data of an empirical study of influence of the goal-directed and systematic cognitive development on the interrelations of intellectual and personal spheres of school students of VII and X grades. The findings are interpreted as indicating the main factor which is implicitly contained in the resulting correlate matrices. In the end of the research period it is intellectual and personal well-being in both groups of school students of the experimental classes that becomes significant. At the same time the leading role plays the affective-emotional factor in both groups of school students of the control classes.

About the Authors

Natalya P. Lokalova
Psychological Institute of Russian Academy of Education
Russian Federation


Alla M. Dregnina
“Gimnaziya" Municipal Educational Institution; Psychological Institute of Russian Academy of Education
Russian Federation


References

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума. М., 1986. С. 98-130.

2. Акимова Н., Лебедева Л. Водятся ли черти в тихом омуте, или Как узнать, насколько агрессивен ребёнок?// Школьный психолог. 2000. № 31. С. 8-9.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 260 с.

4. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 101-111.

5. Выготский Л.С. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Психология. М., 2002. С. 792-806.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2008. 368 с.

7. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. 21 с.

8. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2005. 23 с.

9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2007. 464 с.

10. Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях / В.Г. Каменская и др.// Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 38-51.

11. Леонтьев А.Н. Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты // Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М., 2007. С. 461-469.

12. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе. М., 2001. 128 с.

13. Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 40-52.

14. Лубовский Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 1998. С. 57-58.

15. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учеб.-методич. пособие. М., 1999. 28 с.

16. Макклеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с.

17. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных особенностей умственного развития тревожных и импульсивных детей 6-8 лет: автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2000. 21 с.

18. Некрасова Е.В. Особенности взаимосвязей субъективной оценки межличностных отношений и уровня когнитивного развития // Психология образования: Психологическое обеспечение новой школы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, М., 27-29 января 2010 г. М., 2010. С. 344-345.

19. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 169-174.

20. Патрина К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 111-117.

21. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002. 694 с.

22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.

23. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов / отв. ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровина. М., 1990. 210 с.

24. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Е.С. Романова и др. М., 1990. 150 с.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с. ISSN 2072-8514 ) Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки ( 2016 / № 4

26. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993. 25 с.

27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

28. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.272 с.

29. Чаркова М.Н. Мотивационный фактор когнитивного развития личности: автореф. дисс.…докт. психол. наук. Пермь, 2002. 36 с.

30. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб., 2007. 448 с.

31. Шишкина И.А. Особенности самоотношения и восприятия других людей подростками с разным уровнем интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества: материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г. М., 2010. С. 269-271.

32. Шмидт В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1-2 класса: автореф. дисс..канд. психол. наук. М., 1998. 24 с.


Review

Views: 88


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)