Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2016-4-6-14

Аннотация

Аннотация В статье представлены результаты кросс-культурного исследования когнитивной и личностной регуляции решения творческой задачи студентами из Азербайджана и России. Студенты решали творческую задачу и заполняли два опросника - «Толерантность к неопределенности» С. Баднера и «Опросник имплицитных теорий и целей обучения» К. Двек. Настойчивость в решении задачи в азербайджанской выборке связана с константными имплицитными теориями интеллекта и личности; в российской выборке настойчивость связана с высокими самооценками успешности в обучении. При разрешении творческой задачи азербайджанские студенты ориентируются на шкалы «честности -нечестности», а российские 一 на поиск решения за пределами ситуации, что демонстрирует различия в диапазоне представлений о возможных направлениях разрешения ситуации неопределенности в двух культурных группах.

Об авторах

Мария Сергеевна Зиренко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Аян Мобиль Исмаилова
Бакинский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Двек К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей; пер. с англ. С. Кировой. М., 2013. 400 с.

2. «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. 332 с.

3. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов // Психологический журнал. 2013. № 34(3). С. 89-100.

4. Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) / Т.В. Корнилова и др. // Психологический журнал. 2008. № 29(3). С. 106-120.

5. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 24-36.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 1-10.

7. Марцинковская Т.Д. Социальная и эстетическая парадигмы в методологии современной психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования: [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n37/1046-martsinkovskaya37.html (дата обращения: 30.03.2016).

8. Павлова Е.М. Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности // Психология. Журнал Высшей Школы экономии. 2014. Т. 11. № 4. С. 75-95.

9. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., 2002. 272 с.

10. Mind-sets matter: A meta-analytic review of implicit theories and self-regulation / J.L. Burnette and oth. // Psychological Bulletin, 2013. № 139(3). P. 655-701.

11. Furnham A. Lay theories: Everyday understanding of problems in the social sciences. N.Y., 1988.

12. Heine, S. J., Raineri, A. Self-improving motivations and culture: The case of Chileans// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2009. № 40. Р. 158-163.

13. Divergent motivational consequences of success and failure in Japan and North America / S.J. Heine and oth. // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 81. Р. 599-615.

14. Kharkhurin A.V. Multilingual matters. Bristol, Buffalo, Toronto, 2012. 240 p.

15. Implicit Theories of Intelligence and Personality, Attitudes towards Uncertainty, and Academic Achievement in College Students: cross-cultural study / T.V. Kornilova and oth. // In: The 3-rd International Academic Conference on Social Sciences. IACSS 2015 (Стамбул, 24-25 апреля 2015 г.). Conference Proceedings. Batumi, 2015. С. 189-202.

16. Eastern and Western perceptions of causality for social behavior: Lay theories about personalities and situations / A. Norenzayan and oth., ed. by D.A. Prentice, D.T. Miller // Cultural divides: Understanding and overcoming group conflict, New York: Sage, 1999. Р. 239-272.

17. Can everyone become highly intelligent? Cultural differences in and societal consequences of beliefs about the universal potential for intelligence / A. Rattan and oth. // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. № 103. Р. 787-803.

18. The Handbook of Bilingual and Multilingual Education / WE. Wright and oth. Wiley-Blackwell, 2015. 688 p.


Рецензия

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)