Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2016-3-73-87

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта наставничества в образовательном пространстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 8 лет долгосрочное индивидуальное наставничество проходило при поддержке и сопровождении профессиональных психологов. Выявлена социальная роль наставничества в мотивации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в образовательном пространстве: повышение самооценки, уверенности в своих силах, появление мотивации к обучению и получению образования. Результатом наставничества для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась возможность окончить школу, получить профессиональное образование и устроиться на работу.

Об авторах

Александра Юрьевна Телицына
Межрегиональная общественная организация «Старшие братья старшие сестры»
Россия


Александра Андреевна Гнутова
Межрегиональная общественная организация «Старшие братья старшие сестры»
Россия


Надежда Юрьевна Лобазникова
Межрегиональная общественная организация «Старшие братья старшие сестры»
Россия


Наталья Сергеевна Шмагина
Столичная финансово-гуманитарная академия; Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Антонова В.К., Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Бирюкова С.С., Тындик А.О., Рожкова О.А., Подстрешная Е.С. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключённости детей-сирот. М., 2013. 69 с.

2. Горячева А.А., Яценко Р.П., Телицына А.Ю. Наставничество как практика социокультурной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 243-251.

3. Жуйкова Е.Б. Системный подход к анализу принимающей семьи, как основа психологического сопровождения // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 600-633.

4. Исматуллина В.И., Белова А.П., Воронин И.А., Малых С.Б. Роль наследственных и средовых факторов в способности планировать у подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. Вып. 4. С. 6-17.

5. Касицина Н.В. О необходимости расширения образовательного пространства выпускников детских домов // Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Научно-методический сборник. 2015. Вып.4. С. 186-197.

6. Курагина Г. Социальная адаптация выпускников детских домов средствами волонтерской деятельности // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. Вып. 4: Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2015. С. 142-147.

7. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков-сирот // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 193-224.

8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот (профессиональная замещающая семья). М., 2006. 368 с.

9. Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 500-517.

10. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб., 2007. 416 с.

11. Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современных исследованиях // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. Вып. 4: Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2015. C. 8-104.

12. Семикин В.В., Векилова С.А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. Вып. 7. С. 81-85.

13. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации. М., 2015. 204 с.

14. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24-32.


Рецензия

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)