Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-2-96-110

Аннотация

Цель. Цель данной статьи заключается в исследовании стрессонаполненности жизни старших подростков и выявлении взаимосвязи детско-родительских отношений со способами совладания со стрессом старших подростков из полных и неполных семей. Процедура и методы. Авторами произведён анализ эмпирических данных, полученных на базе московской общеобразовательной школы в 2019 году. Исследовалась стрессонаполненность жизни подростков, т. е. количество событий, которые дети относили к стрессовым. Анализировались копинги и стили семейного воспитания старших подростков из полных и неполных семей, и с помощью множественного регрессионного анализа определялась взаимосвязь стиля семейного воспитания и копингов подростков из разных типов семей. Результаты. Эмпирически выявлено, что жизнь подростков наполнена стрессами и стрессы детей из полных и неполных семей отличаются по оценкам эмоционального дискомфорта. Показано, что взаимодействие стиля детско-родительских отношений и копинг-стратегий подростков различно в полных и неполных (материнских) семьях. Один и тот же стиль детско-родительских отношений может быть предиктором разных копинг-стратегий подростка в зависимости от типа семьи. Взаимосвязи между стилями детско-родительских отношений и копинг-стратегиями девочек-подростков более разнообразны по сравнению с мальчиками. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования помогут определить направления работы с семьями разных типов по коррекции детско-родительских отношений и связанных с ними неконструктивных копинг-стратегий подростков.

Об авторах

О. И. Иванова
Московский государственный областной университет
Россия


О. Р. Бусарова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие. М., 1991. 158 с.

3. Дружинина Ю. А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 172-176.

4. Дубинина А. С. Особенности копинг-стратегий у детей подросткового возраста // Молодой учёный. 2019. № 14 (252). С. 60-63.

5. Иванова О. И. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей: автореферат выпускной квалификационной работы : Магистерская диссертация. М., 2019. 14 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=384171 (дата обращения: 20. 02. 2021).

6. Иванова О. И., Бусарова О. Р. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 103-115. DOI:10.17759/psylaw.2020100109

7. Колпакова Л. А. Насилие в семье: виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: дис.. канд. юрид. наук. Ярославль, 2007. 268 с.

8. Комарова А. В., Цап В. Б. Копинг-стратегии подростков в полных и неполных семьях // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома, 26-28 сентября 2019 г. Кострома, 2019. С. 346-351.

9. Куликова Т. И., Шалагинова К. С. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации подростков из неполных семей в социуме // Научный потенциал. 2020. № 1 (28). С. 44-46.

10. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2006. 352 с.

11. Овсянникова Е. А., Ткаченко Н. С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). С. 162-168.

12. Практикум по психологии жизненных ситуаций: учебное пособие / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб., 2016. 268 с.

13. Сапоровская М. В. Межпоколенное наследие совладающего поведения в семье // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. научн.-практ. конференции. Кострома, 16-18 мая 2007 г. Кострома, 2007. С. 409-411.

14. Сапоровская М. В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод как предиктор защитного и совладающего поведения подростков // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 65-72.

15. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 22-23 апреля 2011 г. М., 2011. С. 40-45.

16. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. … доктора мед. наук. СПб., 1994. 283 с.

17. Соловьев Н. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977. 256 с.

18. Станибула С. А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе // Развитие личности. 2017. № 3. С. 195-204.

19. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М., 2013. 335 с.

20. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с.

21. Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск, 1999. 224 с.

22. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004. 272 с.

23. Эйдемиллер Э. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008. 672 с.

24. Якушенко Е. Г. Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей: автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2008. 24 с.

25. Borecka-Biernat D. Adolescents in the Face of a Social Conflict Situation. The Analysis of Determinants of Destructive Coping Strategies // Przegląd Badań Edukacyjnych, 2018. Vol. 2. № 27. Pp. 5-31.

26. Hobfoll S. H. The Eco logy of Stress. New York, 1988. 360 p.

27. Simpson D. et al. The role of coping strategies in understanding the relationship between parental support and psychological outcomes in anxious youth // Child and Adolescent Social Work Journal. 2018. Vol. 35. № 4. Pp. 407-421.

28. Tur-Porcar A. M., Domйnech A., Mestre V. Family linkages and social inclusion. Predictors of prosocial behavior in childhood // Anales de psicologнa. 2018. Vol. 34. № 2. Pp. 340.


Рецензия

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)