Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

AGE AND EXPERIENCE AS DETERMINANTS OF SCHOOL AND PRESCHOOL TEACHERS’ PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MANAGEMENT

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100

Abstract

The article is devoted to the study of social factors of school and preschool education teachers’ psychological readiness for management. The empirical study, which involved 744 teachers, showed that there is an inverse relationship between the age and experience of teaching activities, on the one hand, and the teachers’ readiness for the transition to management work, on the other. Age has a stronger impact on psychological readiness compared to the experience of teaching. The paper reveals the fact that to the greatest extent, the age and experience affect personal meaning of the transition to management. There are time periods when the psychological readiness for the transition to management is maximal. For teachers this period is 5-10 years after beginning the teaching career, corresponding to the age of 30-33. It was not possible to allocate the period synchronously favorable on age and experience for teachers of preschool education, but it was revealed that the most unfavorable period is the age of 50, length of service is more than 16 years.

About the Author

E. B. Filinkova
Moscow Region State University
Russian Federation


References

1. Беринская И. В. Формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 111-115.

2. Горонин П. В. Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. Минск, 2000. 20 с.

3. Гроссман И. Б. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 69-75.

4. Денисова О. П. Формирование психологической готовности студента - будущего менеджера к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

5. Езопова С. А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 17 с.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. 2002. № 4. С. 194-203.

7. Ильин С. С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: дис. … канд. психол. наук. М., 1999.

8. с.

9. Казанцев Д. И. Профессионально-психологическая готовность современного руководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1. С. 31-37.

10. Киютина И. И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2004. 19 с.

11. Климова Г. Г. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.

12. Локшин К. В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 20 с.

13. Мельниченко О. И. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к управленческой деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 184-185.

14. Менумеров А. В. Психолого-акмеологическая оценка психологической готовности государственных служащих к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 23 с.

15. Серякова С. Б., Никитовская Г. В. Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 30-32.

16. Скориков В. Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: дис. … канд. психол. наук. М., 1991. 191 с.

17. Филинкова Е. Б. Опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 177-196.

18. Филинкова Е. Б. Представления учителей о специфике деятельности директоров школ в сравнении с руководителями других отраслей народного хозяйства // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. № 17 (36). С. 95-100.

19. Филинкова Е. Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: монография. М., 2012. 174 с.

20. Филинкова Е. Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 129-140.

21. Филинкова Е. Б. Самооценка готовности учителей к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 25-39.

22. Филинкова Е. Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 122-126.

23. Филинкова Е. Б. Удовлетворенность трудом руководителей дошкольных образовательных учреждений // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 5. С. 323-329.

24. Филинкова Е. Б., Князева И. А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 83-92.

25. Филинкова Е. Б., Шульга Т. И. Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 21-31.


Review

Views: 84


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)