Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2015-3-38-46

Аннотация

В статье раскрывается вопрос жизнеспособности и совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Авторы рассматривают особенности родительского отношения к детям с аутизмом, а также изучают внутренние ресурсы матерей в преодолении ситуации нарушения здоровья ребенка. В основе исследования лежит анализ специфики жизнеспособности личности и стратегий копинга 56 матерей детей с расстройствами аутистического спектра и 58 матерей нейротипичных детей. На основе проведенного эмпирического исследования авторы делают вывод о необходимости психологической поддержки матерей детей с расстройствами аутистического спектра с целью развития их интрапсихических ресурсов, жизнеспособности и адаптивных стратегий совладания, которые так необходимы им для сохранения функциональности всей семейной системы и позитивной социализации своих детей.

Об авторах

Альбина Александровна Нестерова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия


Наталья Анатольевна Ковалевская
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Высотина Т.Н. Особенности материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012. Вып. 2. С. 88-93.

2. Галасюк И.Н. Проблема психологической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 1. С. 54-60.

3. Кондратьева Т.В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Электорнный ресурс]. URL:: http://www.autismmrussia. ru/doc/reserch_psy_kondratyeva.pdf (дата обращения: 03.07.2015)

4. Нестерова А.А. Феноменология жизнеспособности личности в трудных жизненных ситуациях // Новое в пси-холого-педагогических исследованиях. 2011. № 4. С. 51-62.

5. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 192 с.

6. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 2. С. 52-63.

7. Boyd B.A. Examining the relationship between stress and lack of social support 57 in mothers of children with autism // Focus on Autism & Other Developmental Disabilities. 2002. Vol. 17(4). P. 208-215.

8. Dale E., Jahoda A., Knott F. Mothers’ attributions following their child’s diagnosis of autistic spectrum disorder: Exploring links with maternal levels of stress, depression, and expectations about their child’s future // Autism 2006. Vol. 10(5). P. 463-479.

9. Dumas J.E., Wolf L.C., Fisman S.N., Culligan A. Parenting stress, child behavior problems, and dysphoria in parents of children with autism, down syndrome, behavior disorders, and normal development // Exceptionality. 1991. Vol. 2(2). P. 97-110.

10. Marcus L.M., Kunce L.J., Schopler, E. Working with families. In F.R. Volkmar, R. Paul, A. Klin, & D. Cohen (Eds), Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders (3rd edition). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. 2005. P. 1055-1086.

11. Martenez-Pedraza F.D.L., Carter A. S. Autism spectrum disorders in young children // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America.2009. Vol. 18(3). P. 645-663.

12. Twoy R., Connolly P.M., Novak J.M. Coping strategies used by parents of children with autism // Journal of the American Academy of Nurse Practitioners. 2007. Vol. 19(5). P. 251-260.

13. Scorgie K., Wilgosh L., McDonald L. (1998). Parents’ experiences managing life when a child has a disability // International Journal of Special Education/ 1998. Vol. 13. P. 102-110.

14. Stainton T., Besser H. The positive impact of children with an intellectual disability on the family // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 1998. Vol. 65 23(1). P. 56-69.


Рецензия

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)