Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

PERSONAL IDENTITY AND PECULIARITIES OF THE EXISTENTIAL PICTUREOF THE WORLD OF MATHEMATICALLY GIFTED ADOLESCENTS:USE OF PSYCHOSEMIOTIC ANALYSIS IN CONJUNCTION WITH OTHER GROUP RESEARCH INSTRUMENTS

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-4-104-119

Abstract

The article presents data from an empirical study of the personal identity of modern mathematically gifted adolescents and their ideas about themselves, about others, about the world in general and about their place in this world. Widespread ideas about the correlation between schizoidity and mathematical giftedness were examined and corrected during the study, and the idea that schizoidity is an element of the picture of the person’s world and is determined by his personal history and the nature of relations with the social environment had been put forward. Based on the obtained data, the features of an existential picture of the world of modern mathematically gifted adolescents are described.

About the Authors

S. A. Oshemkova
Moscow Institute of Psychoanalysis
Russian Federation


M. W. Novikova-Grund
Moscow International University
Russian Federation


References

1. Акимова М. К., Алёхина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 47-57.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., 2003. 160 с.

3. Всемирная организация здравоохранения. F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте [F60-F69] // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (адаптированный для использования в РФ). Ростов-на-Дону, 1999. С. 245-246.

4. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М., 2010. 124 с.

5. Гессен М. Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия. М., 2011. 272 с.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 2019. 349 с.

7. Дукаревич М. З., Яньшин П. В. Рисунок несуществующего животного // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 54-73.

8. Зайцев В. П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. 2004. № 2. С. 17-19.

9. Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии), посвящённый вопросам патологии гениально-одарённой личности, а также вопросам одарённого творчества, так или иначе связанного с психопатологическими уклонами: сборник: в 5 т. / под ред. Г. В. Сегалина. Свердловск, 1925-1930.

10. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков: краткое руководство. М., 1995. 50 с.

11. Конюхов Н. И., Конюхова Е. Н. Шизоидность: ?! М., 2011. 352 с.

12. Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991. 256 с.

13. Лейтес Н. С. Их трудно воспитывать // Психология одарённости детей и подростков. М., 1996. С. 215-232.

14. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 2015. 592 с.

15. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное»: руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. СПб., 2013. 556 с.

16. Новикова-Грунд М. В. Психолингвистические методы в свете неклассической психологии Л. С. Выготского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 108-122.

17. Новикова-Грунд М. В. Текстовые методики: попытка совмещения психотерапевтических техник и доказательной психологии в парадигме культурно-исторической концепции Л. С. Выготского // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 95-104.

18. Новикова-Грунд М. В. Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты: на примере текстов людей, совершивших ряд суицидальных попыток. М., 2014. 188 с.

19. Общая психология. Введение в общую психологию / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь. М., 2018. 178 с.

20. Ошемкова С. А. Своеобразие экзистенциальной картины мира математически одаренных подростков: дис.. магистра психологии. М., 2018. 184 с.

21. Пизинцали Я. Дракон и Звезда: шизоидная нормативность одаренного ребенка [Электронный ресурс] // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2011. № 1. URL: http://psyjournal.ru/articles/drakon-i-zvezda-shizoidnaya-normativnost-odarennogo-rebenka (дата обращения: 02.09.2019).

22. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. М., 2009. 216 с.

23. Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, В. Д. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич; отв. ред. Д. Б. Богоявленская; науч. ред. В. Д. Шадриков. М., 2003. 95 с.

24. Руководство по психодинамической диагностике. 2-е изд. PDM-2. Т. 1 / под ред. В. Линджарди, Н. Мак-Вильямс. М., 2019. 792 с.

25. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб., 2004. 168 с.

26. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. М., 2011. 464 с.

27. Шувалов А. В. Безумные грани таланта: энциклопедия патографий. М., 2004. 1212 с.

28. Якимова Т. В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 121-136.

29. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London: David Fulton Publishers, 2001. 248 p.

30. Novikova-Grund M. W. Psycho-semiotic approach in psycholinguistics analysis of verbal material as a means of recreation of the individual picture of the world of man // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 3. C. 378-390.


Review

Views: 94


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)