Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь осознанной саморегуляции и карьерной адаптивности старших школьников: лонгитюдное исследование

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-6-22

Аннотация

Цель. В статье представлены данные лонгитюдного исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и карьерной адаптивности как общепсихологического и профессионально-ориентированного регуляторных ресурсов человека. Основная цель исследования состояла в изучении причинно-следственных отношений между саморегуляцией и карьерной адаптивностью в ходе обучения в старших классах школы на российской выборке.

Процедура и методы. В двухволновом лонгитюдном исследовании с интервалом в один год (в период обучения в 10–11 классах) приняли участие 110 российских школьников. В каждом исследовании заполнялись опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» и русскоязычная версия «Шкалы карьерно-адаптационных способностей» М. Савикаса. Анализ собранных данных проводился с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 26 и среды языка программирования R.

Результаты. Показана динамика осознанной саморегуляции и карьерной адаптивности на выборке российских школьников на этапе их обучения в 10 и 11 классах. Подтверждена устойчивость связи осознанной саморегуляции с карьерной адаптивностью. Выявлены косвенные перекрёстно-лонгитюдные эффекты в причинно-следственных отношениях между осознанной саморегуляцией и карьерной адаптивностью.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования определяется его включённостью в развитие фундаментальных научных представлений об осознанной саморегуляции человека в онтогенезе и нацеленностью на выявление психологических факторов, способствующих профессиональному саморазвитию человека. Практическая значимость исследования связана с разработкой программ диагностики, развития и поддержки профессионально-ориентированных ресурсов обучающихся в ситуации выбора профессии в старшей школе и формирования готовности к освоению выбранной специальности в высших учебных заведениях.

Об авторах

Н. Г. Кондратюк
Психологический институт Российской академии образования
Россия

Кондратюк Наиля Гумеровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4



И. М. Колесникова
Средняя школа № 51 г. Липецка
Россия

Колесникова Ирина Матвеевна – заместитель директора

398042, г. Липецк, ул. 9-й микрорайон, д. 42а



Ю. И. Жемерикина
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Жемерикина Юлия Игоревна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 78



Список литературы

1. Абульханова К.А. Субъектно-личностные проблемы психологии саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI в. / А.С.Кузнецова, К.А.Абульханова, Е.И.Рассказова, Д.А.Леонтьев, А.Б.Леонова, М.Ю.Широкая. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С.56–73.

2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.

3. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. № 18 (3). С.555–575.

4. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С.4–37.

5. Моросанова В.И., Ванин А.В. Субъектные и личностные предпосылки принятия решения о выборе профессии старшеклассниками // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т.4. № 4. С.60–71.

6. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И.Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С.155–167.

7. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Вклад осознанной саморегуляции и личностных черт в профессионально-ориентированные ресурсы обучающихся // Педагогика. 2022. № 2. С.18–36.

8. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Регуляторные компетенции в профессиональном самоопределении человека // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении. коллективная монография. М., 2022. С. 220–230.

9. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии // Психологические исследования. 2012. № 2 (22). С.11. DOI: 10.54359/ps.v5i22.787.

10. Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Моросанова В.И. Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлечённости и академической успеваемости учащихся // Психологическая наука и образование. 2021. № 26 (5). С.3–42.

11. Цыганов И.Ю., Ишмуратова Ю.А., Кондратюк Н.Г. Профессионально ориентированные регуляторные ресурсы учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов // Психология – наука будущего: материалы IX Международной конференции молодых учёных, Москва, 18–19 ноября 2021 г. / под ред. Е.А.Сергиенко, Н.Е.Харламенкова. М.: Институт психологии РАН, 2021. С.366–370.

12. Autin K.L., Blustein D.L., Ali S.R. Career Development Impacts of COVID-19: Practice and Policy Recommendations // Journal of Career Development. 2020. № 47 (5). P.487– 494. DOI: 10.1177/0894845320944486.

13. Avram E., Burtaverde V., Zanfirescu A.S. The incremental validity of career adaptbility in predicting academic performance // Social Psychology of Education. 2019. № 22. С.867– 882. DOI: 10.1007/s11218-019-09505-6.

14. Blustein D.L. The importance of work in an age of uncertainty: The eroding work experience in America. Oxford: Oxford University Press, 2019. 288 p. DOI: 10.1093/oso/9780190213701.001.0001.

15. Chen H., Pang L., Liu F., Fang T., Wen Ya. “Be perfect in every respect”: the mediating role of career adaptability in the relationship between perfectionism and career decision-making difficulties of college students // BMC Psychology. 2022. № 10. С. 137. DOI: 10.1186/s40359-022-00845-1

16. Hartung P.J., Porfeli E.J., Vondracek F.W. Career adaptability in childhood // The Career Development Quarterly. 2008. Vol.57. № 1. P.63–74. DOI: 10.1002/j.2161-0045.2008.tb00166.x.

17. Hirschi A., Koen J. Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration [Электронный ресурс] // Journal of Vocational Behavior. 2021. № 126. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 21.01.2023).

18. Karacan-Ozdemir N. Associations between career adaptability and career decision-making difficulties among Turkish high school students // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2019. № 19. P.475–495. DOI: 10.1007/s10775-019-09389-0.

19. Kvaskova L., Hlaďo P., Palisek P. Longitudinal Study of Relationships Between Vocational Graduates’ Career Adaptability, Career Decision-Making Self-Efficacy, Vocational Identity Clarity and Life Satisfaction // Journal of Career Assessment. 2022. P.27–49. DOI: 10.1177/10690727221084106.

20. Merino-Tejedor E., Hontangas P.M., Boada-Grau J. Career adaptability and its relation to selfregulation, career construction, and academic engagement among Spanish university students // Journal of Vocational Behavior. 2016. № 93. P.92–102. DOI: 10.1016/j.jvb.2016.01.005.

21. Negru-Subtirica O., Pop E. Longitudinal links between career adaptability and academic achievement in adolescence // Journal of Vocational Behavior. 2016. № 93. P.163–170. DOI: 10.1016/j.jvb.2016.02.006.

22. Rudolph C.W., Lavigne K.N., Zacher H. Career adaptability: A meta-analysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results // Journal of Vocational Behavior. 2017. № 98. P.17–34. DOI: 10.1016/j.jvb.2016.09.002.

23. Savickas M.L. Career construction theory and practice // Career development and counseling: putting theory and research to work / ed. R.W.Lent, S.D.Brown. 2nd ed. New Jersey: John Wiley & Sons, 2013. P.147–183.

24. Savickas M., Porfeli E. Career Adapt-Abilities Scale: construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. № 80. P.661–673.

25. Stead G.B., LaVeck L.M., Hurtado Rua S.M. Career Adaptability and Career Decision Self-Efficacy: Meta-Analysis // Journal of Career Development. 2022. № 49 (4). P.951–964. DOI: 10.1177/08948453211012477.

26. Sverko I., Babarovic T. Vocational development in adolescence: Career construction, career-decision making difficulties and career adaptability of Croatian high-school students // Primenjena psihologija. 2016. № 9 (4). P.429–448.

27. Van Hooft E.A.J., Kammeyer-Mueller J.D., Wanberg C.R. Job search and employment success: A quantitative review and future research agenda // Journal of Applied Psychology. 2021. № 106 (5). P.674–713. DOI: 10.1037/apl0000675.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)