Особенности мотивов информационной активности личности с различными индивидуальными стилями медиапотребления
https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-16-27
Аннотация
Цель. Выявить особенности мотивов информационной активности личности с различными индивидуальными стилями медиапотребления.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 человек, которых 24 юноши и 36 девушек в возрасте от 18 до 35 лет, среди которых учащиеся ГБОУВО РК «КИПУ им. Февзи Якубова» и случайные пользователи сети Интернет. В констатирующем эксперименте были использованы методики: «Индивидуальный стиль медиапотребления» (Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов, А. С. Коповой), методика «Мотивационная структура информационной активности» (Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов, А. С. Коповой). В процессе статистического анализа данных были использованы U-критерий Манна – Уитни, корреляционный анализ Спирмена. Программное обеспечение исследования составили MS Excel 2021 и IBM SPSS Statistics 22.0.
Результаты. Выявлено, что существуют взаимосвязи между выраженностью мотивов информационной активности личности и проявленностью индивидуальных стилей медиапотребления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть учтены в процессе психологического сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Ключевые слова
Об авторе
Р. И. ЗекерьяевРоссия
Зекерьяев Руслан Ильвисович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
г. Симферополь
Список литературы
1. Дунас Д. В. Медиапотребление как область междисциплинарного анализа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024. № 6. С. 115–135. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.6.2024.115135.
2. Sheppard N. Screen Time and Media Consumption: The Role of Technology in Childhood Development (Экранное время и медиапотребление: роль технологий в развитии детей) // Canadian Journal of Family and Youth. 2025. № 17 (2). P. 141–147. DOI: 10.29173/cjfy30140.
3. Доброродний Д. Г. Информационная активность личности как условие информационной открытости общества // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 29–43.
4. Akello T. Digital Literacy and Media Consumption among Different Age Groups (Цифровая грамотность и медиапотребление среди разных возрастных групп) // Journal of Communication. 1973. №5 (2). P. 14–27. DOI:10.47941/jcomm.1973.
5. Киреева О. Ф., Шарков Ф. И. Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Т. 6. № 2. С. 45–64.
6. Конькова В. С. Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Т. 7. № 4. С. 21–32.
7. Wahid N. A., Bakim Z. H., Ariffin S. K. Motives Behind Active Facebook, Instagram and Other Social Media Users (Мотивы активных пользователей Facebook, Instagram и других социальных сетей) // Global Journal Al-Thaqafah. 2022. Special Issue. P. 73–81. DOI:10.7187/GJATSI022022-8.
8. Раицкая Л. К. Мотивация познавательной деятельности студентов в интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 207–212.
9. Mohammadi R., Jafari J. S. Examining the Media Consumption Patterns of Iranian Users in Cyberspace: A Media Communication Management Approach (Исследование моделей медиапотребления иранских пользователей в киберпространстве: подход к управлению медиакоммуникациями)// Digital Transformation and Administration Innovation. 2024. № 2 (1). P. 45–56. DOI:10.61838/dtai.1.1.6.
10. Sundarsih D., Sudiarti S. The Effect Social Media on Youth in the Digital Era (Влияние социальных сетей на молодёжь в цифровую эпоху) // Majalah Bisnis & Iptek. 2023. № 16 (1). P. 163–171. DOI:10.55208/mhe0xd76.
11. Королёва Ю. А. Особенности мотивов деятельности в цифровом пространстве подростков с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83 (2). С. 203–206.
12. Jain P. Introducing PJK’s Social Networking Model of Motives – From Image Creation to Public Actualisation: Expanding Maslow's Hierarchy in Digital Social Networks (Представляем модель мотивов социальных сетей PJK – от создания имиджа к публичной актуализации: расширение иерархии Маслоу в цифровых социальных сетях) // International Journal of Social Science and Human Research. 2024. № 7 (7). P. 5460–5472. DOI:10.47191/ijsshr/v7-i07-95.
13. Богданов Д. В. Социальные функции интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 114–120.
14. Babatunde V. O., Emmanuel A. O. Influence of social media usage on news consumption among undergraduates in Ilorin (Влияние использования социальных сетей на потребление новостей среди студентов бакалавриата в Илорине) // Wukari International Studies Journal. 2023. № 7 (4). P. 84–96.

























