Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Особенности социально-психологического статуса студентов с социальной тревогой в родительской семье

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-105-120

Аннотация

Цель. Выявление особенностей социально-психологического статуса студентов с социальной тревогой в родительской семье.

 Процедура и методы. Психодиагностическая процедура проводилась c применением опросника социальной тревоги и социофобии О. А. Сагалаковой, Д. В. Труевцева и проективного рисуночного теста «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса. Нормальность распределения проверялась по критерию Колмогорова-Смирнова с поправкой Лильефорса; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона; межгрупповые различия определены с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты. Установлено, что особенностью социально-психологического статуса студентов с социальной тревогой в родительской семье является то, что он низкий по критерию «значимость в семье» и высокий – по критерию «равная степень близости к обоим родителям», а также то, что у студентов с высоким уровнем социальной тревоги он не имеет тесных связей ни с общим уровнем социальных страхов, ни с его частными типами.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов и кураторами студенческих учебных групп, семейными психологами-консультантами, а также в целях совершенствования психологического сопровождения студентов в вузах, в частности, в индивидуальном социально-психологическом консультировании и групповом психологическом просвещении по проблеме социальной тревоги и коммуникативной неэффективности в разных ситуациях оценивания.

Об авторе

Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России); Государственый университет просвещения
Россия

Цветкова Надежда Александровна – доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник  ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии Государственного университета просвещения

ФКУ НИИ ФСИН, 125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15А, стр. 1



Список литературы

1. Анциферов Е.Е. Личностные факторы, влияющие на эффективность совладания со стрессом // Вестник науки. 2023. № 9 (66). С.202–228.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 1. C.3–18.

3. Абдусаматова Ш.С. Эмоциальный дистресс, угроза собственному «Я» как обязательный компонент жизни человека [Электронный ресурс] // Central Asian Research Journal. 2021. №4. URL: www.carjis.org (дата обращения: 18.01.2024).

4. Албакова З.А. Психологические причины возникновения профессионального стресса // Гуманизация образования. 2018. № 5. C.119–124.

5. Аскарова Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях // Психологические науки. 2021. № 5. С.308–316.

6. Горностаев С.В., Ушатиков А.И., Кириллова Т.В. Психологические проблемы профессиональной пригодности и служебной лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. М.: Проспект, 2022. 152 с. ISBN 978-5-392-36394-0.

7. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России: [сайт]. 2015. № 8. URL: https://pedobrazovanie.ru (дата обращения: 18.01.2024).

8. Корнилова Т.В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (HARDINESS) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. C.223–230.

9. Кубенова Г.С. Синдром эмоционального выгорания: профессиональный стресс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. С.88–92.

10. Овчарова Р.В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 2 (53). С.59–66.

11. Полякова Е.А. Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 18.01.2024).

12. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / М.С.Коданева, О.Н.Ракитская, Е.С.Лобанова, А.В.Сперанская, С.А.Прокопьева. Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2012. 109 с.

13. Рыбников В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография. СПб.: Политехника сервис, 2011. 120 с.

14. Сперанская А.В. Модель деятельности специалиста на примере должности начальника отряда исправительного учреждения // Пенитенциарная наука. 2016. № 3 (35). С.71–76.

15. Федукина А.В. Профессионально-важные качества сотрудников исправительных учреждений: диагностика и развитие // NovaInfo. 2023. № 137. С.138–140.

16. Филиппова А.А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности // Молодой учёный. 2020. № 43 (333). С.88–92.

17. Чухрова М.Г., Митрофанова О.Е., Филь Т.А. Анализ жизнестойкости в контексте агрессивности личности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С.359–363.

18. Folkman S. Appraisal, coping, healts status, and psychological symptoms // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 50. P.571–579.

19. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation. New York: Cambridge Press, 1974. 343 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)