Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-35-52
Аннотация
Цель. Выявить эффективность групповых и индивидуальных средств психокоррекции нарушений поведения у подростков в условиях средней общеобразовательной школы.
Процедура и методы. Выборка исследования – 44 подростка с разными уровнями нарушений поведения. В ходе проведения экспериментальной работы применялись: методика оценки степени выраженности дезадаптации подростков с разными видами девиантного поведения («Тест СДП» склонность к девиантному поведению) Э. В. Леус; опросник диагностики агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А. К. Осницкого); методика склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел. Для определения направления сдвига значений исследуемого признака в сторону повышения (усиления) или понижения (ослабления) применялся критерий знаков G.
Результаты. Анализ полученных данных показал эффективность применения групповых (игротерапии) и индивидуальных (сказкотерапия, изотерапия, анализ метафор и притч) средств психокоррекции нарушений поведения у лиц подросткового возраста. Произошло снижение количества подростков с высоким уровнем нарушений поведения и увеличение числа подростков с низким уровнем (отсутствие нарушений).
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для разработки и усовершенствования программ психокоррекции поведенческих нарушений в подростковой среде в условиях средней образовательной школы.
Об авторе
Л. И. БочанцеваРоссия
Бочанцева Людмила Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук
625003, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Республики, д. 7
Список литературы
1. Ахметшина И. А., Юсупова Х. Г., Озерова С. А. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74 (1). С. 21–24.
2. Бочанцева Л. И. Асоциальное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема // XXVIII Ершовские чтения: сборник научных статей, Ишим, 5 марта 2018 г. / под ред. С. А. Еланцевой. Ишим: Издательство Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова, 2018. С. 72–76.
3. Бочанцева Л. И., Городилова М. А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 48–62.
4. Варгасова Н. Ю. Нарушения нравственных принципов как условие формирования девиантного поведения подростков // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2022. № 1 (42). С. 106–108.
5. Гурова О. В. Нарушения суверенности психологического пространства как детерминанта деструктивного поведения подростков // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). С. 139–142.
6. Иванова О. П. Причины нарушения поведения и возникновение вредных привычек у подростков // Рефлексия. 2022. № 5. С. 30–34.
7. Ильченко К. А. Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 4. С. 13–20.
8. Калениченко А. Б., Родермель Т. А. Арттерапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 57 (2). С. 62–65.
9. Кошарная Г. Б., Мордишева Л. Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 1. С. 70–81.
10. Миннахметова Л. Т., Шувалова Н. В., Муратшина Н. Ю. Характерные особенности проявления различных форм агрессии и пути предупреждения ее развития у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 385–387.
11. Оганнисян Д. А., Фурсова Д. В. Отклоняющееся поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 5 (1). С. 50–58.
12. Прокурова С. В. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему девиантного поведения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3 (14). С. 82–89.
13. Рахимкулова А. С. Последствия рискованного поведения для физического и психического здоровья подростков // Девиантология. 2020. Т. 4. № 1 (6). С. 3–15.
14. Age dynamics of deviant behavoir of teenagers / A. Musina, R. Tatayeva, S. Sarkulova, S. Zhantikeev, A. Idrisov // Georgian Medical News. 2020. Vol. 303. P. 148–155.
15. Arens A. K., Morin A. J. S., Watermann R. Relations between classroom disciplinary problems and student motivation: Achievement as a potential mediator? // Learning & Instruction. 2015. № 39. P. 184–193. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2015.07.001.
16. Dusenko M. B. Methods of correction of deviant behavior of adolescents with the help of physical culture // Postulat. 2019. № 7 (45). P. 8.
17. Ponomareva E. Yu., Beresnev A. A., Rudakova O. A. Prevention of adolescents' deviant behaviour [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference, Yalta, 05–07 may 2021. DOI: 10.1051/shsconf/202111300002 (дата обращения: 10.10.2023).
18. Psychological prevention mechanisms of minors' deviant behavior / N. V. Kalinina, V. B. Salakhova, E. G. Artamonova, O. I. Efimova, I. V. Kalinin // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 663–672. DOI: 10.12973/ejac.2017.00200a.
19. Specific features of social groups of teenagers with deviant orientation / S. V. Gridneva, K. M. Gaidar, I. F. Berezhnaya, O. P. Makushina, I. G. Kochetkov // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 741–752. DOI: 10.12973/ejac.2017.00207a.
20. The role of the family in preventing deviant adolescent behaviour / T. M. Bogdanova, E. V. Kobzeva, V. V. Blinova, V. A. Semenova // European proceedings of social and behavioural sciences: International Scientific and Practical Conference «State and Law in the Context of Modern Challenges» (SLCMC 2021), Saratov, 17 June 2021 / ed. S. Afanasyev, A. Blinov, S. Belousov. Saratov: European Publisher, 2022. P. 119–124. DOI: 10.15405/epsbs.2022.01.20.