Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

Аннотация

Целью работы является изучение возрастных различий в уровне развития осознанной саморегуляции учебной деятельности у воспитанников суворовского военного училища и учащихся общеобразовательных школ различных классов обучения. Выполнено сравнение показателей их регуляторного развития и сопоставление регуляторных предикторов академической успеваемости на выборке воспитанников Московского суворовского военного училища (N = 343) и учащихся общеобразовательных школ (N = 554) с 6 по 11 классы обучения по данным опросной методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М» В.И. Моросановой. Результаты анализа подтвердили предположение о существовании возрастной и ситуационной специфики развития осознанной саморегуляции у суворовцев. Эмпирически проверено утверждение о том, что условия обучения в военном училище способствуют опережающему развитию у суворовцев осознанной саморегуляции учебной деятельности. В заключение описаны основные закономерности становления осознанной саморегуляции в различных условиях обучения у суворовцев и школьников, а также ресурсный характер выявленных регуляторных предикторов академических достижений. Статья адресована педагогам-психологам образовательных учреждений общего и военного профиля.

Об авторах

Игорь Юрьевич Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Ирина Николаевна Бондаренко
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Варвара Ильинична Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности: статья // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 75-85.

2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М., 2015. 304 с.

3. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития: статья // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109-123.

4. Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 4-17.

5. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.

6. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М., 2017. С. 510-516.

7. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 34-45.

8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб., 2017. 380 с.

9. Хабибулин Р.Г., Хабибулина Н.В. Обучение курсантов навыкам саморегуляции как одна из основных задач по профессионально-психологическому сопровождению в ходе образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. Т. 9. № 5-1-2. С. 62-68.

10. Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н. Возрастные различия регуляторных предикторов академических достижений учащихся суворовского училища // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М., 2017. С. 599-606.

11. Цыганов И.Ю., Ованесбекова М.Л., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с академической успешностью у учащихся суворовского училища // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 113-117.

12. Morosanova V., Bondarenko I., Fomina T., Burmistrova-Savenkova A. Self-regulation, personality factors, academic motivation, math achievement in middle and senior school [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioral Science, 2018. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.53 (дата обращения: 03.09.2018).


Рецензия

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)